Гражданско-патриотическое воспитание, как условие сохранения исторической памяти народа: региональный контекст.
Директор СОГКУ «Центр патриотического воспитания
и допризывной подготовки молодёжи «Долг»
И. П. Оленьчива
Я. А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у молодёжи всеобщих и неизменных нравственных понятий, которые человек должен стремиться осознать, к числу их он относил и любовь к родному Отечеству.
Принципы патриотизма — одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности.
Одной из основных целей принятой ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2018–2020 ГОДЫ» стоит — повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения преемственности поколений россиян, укрепления чувства сопричастности граждан к истории и культуре России.
Ключевые понятия ПРОГРАММЫ: патриотизм и патриотическое воспитание. При чём не только молодёжи, а всех граждан, что особенно ценно.
Это ли не главная идея, которая объединяет всё общество, объединяет нас всех в любви к родной земле.
Для ее реализации в СОГКУ «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи «Долг» в сотрудничестве с СООО «Поисковое объединение «Долг» и СООПО ДиМ «Наследники Победы» создана система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении. Одним из приоритетных направлений деятельности данной системы — патриотическое воспитание молодежи на героических примерах из отечественной истории, истории родного края, формирование чувства гражданственности, любви к России, к родному селу, проявление культуры межнационального общения.
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, в студенческой аудитории зависит будущее родной земли. Здесь прививается чувство долга, ответственности к окружающему его миру, среде.
Само сочетание — гражданско-патриотическое воспитание подразумевает под собой перво-наперво — гражданское воспитание юного поколения и молодёжи.
Гражданин 21 века, какой он?
— духновно богатый, нравственный, активный, инициативный, мыслящий, несущий свет веры, а не уныния, беспомощности и и бесполезности. Прежде чем называться патриотом, необходимо научиться быть неравнодушным к окружающему миру, к людям, к своему дому, так как любовь к родине воспитывается через любовь к своему ближнему… Именно в семье начинают формироваться моральные ценности, основные принципы и нормы поведения человека.
Природа, родители, родственники, Родина, народ — не случайно однокоренные слова, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения.
В наше неспокойное, сложное время неким островком нравственности, духовности, гражданственности остаются образовательные учреждения и общественные организации. Начиная с детского сада приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни. Юные наследники Победы Смоленщины учатся быть патриотами.
Невозможно заставить любить государство, Родину. Человек не может развиваться сам по себе, необходимо помогать ему соприкасаться с историей своей страны, с её культурой, нужно формировать базовые, непреходящие ценности у подрастающего поколения. Так как патриот — это прежде всего гармонично духовно развивающаяся личность.
Патриотическая работа должна вестись не эпизодически, а ежедневно. И тогда будет результат этой работы. Разные формы работы: от теории мы переходим к практике. Лучший метод воспитания ни слова и внушения, а конкретное дело!
Создание и защита всевозможных проектов это одно, а вот личное участие в военно-патриотическом фестивале, в вахте памяти или почетном карауле это совсем другое.
Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту.
Увидеть…
Услышать… Почувствовать
Чтобы эти слова не были просто словами или пустым звуком, детям с раннего возраста в семье и в школе, в процессе обучения и развития прививается чувство патриотизма и любви к своей Родине. Основы патриотизма должны быть заложены с малых лет (Что такое хорошо и что такое плохо…).
Отсюда и задачи гражданско-патриотического воспитания: обучающие, развивающие и духовно-нравственные (воспитательные).
Это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек, ценности которые передаются из поколения в поколения, укрепляя связь семьи, связь времён и народов.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»
Пример: акции и проекты «Тепло родного дома», «Спешите делать добро», «Старость, согретая нашим теплом», встречи с ветеранами войны и труда. Беседы о тех далеких событиях способствующих взаимопониманию между поколениями, формирующие патриотические чувства.
Патриотизм служит людям, истории родной земли, семье, Человеку! Главная его задача — это увековечение ПАМЯТИ, Памяти, которая позволяет нам оставаться Людьми, В центре патриотического воспитания — судьба ЧЕЛОВЕКА!
Поэтому это то, что объединяет консолидирует на сегодняшний день все слои общества, обеспечивает преемственность поколений, укрепляет чувство сопричастности граждан к истории и культуре России. Через различные формы патриотической работы стучится в сердце каждого неравнодушного человека. Становится ДЕЛОМ ДОЛГА И ЧЕСТИ.
Пословицы: «Люби Россию, ибо она твоя мать и ничто её не заменит».
«Служи народу своему»
«Люби всё, что с ранних лет ты впитал в плоть и кровь в своей семье, чти традиции своих предков».
«Соблюдай правила и обычаи народа своего…»
— Когда ты идешь по территории Смоленской земли, сердце содрогается от осознания того, что еще 75 лет назад здесь были деревни и села, что в селе Богородицкое стоял храм, что здесь кипела жизнь, обрабатывались поля. К сожалению, война изменила нашу жизнь настолько, что вся эта земля оказалась буквально пропитана кровью и потом наших бойцов. И до сих население Смоленщины не восстановило довоенную численность…
Когда ведёшь патриотическую работу зачастую видишь удивительные одухотворенные глаза детей, которые преображают Смоленщину, И понимаешь, что бойцы, защищавшие наш край погибли за то, чтобы в ваших сердцах проросло понимание того подвига, который они совершили.
Как одна из форм патриотического воспитания — поисковая работа., которая собрала не только энтузиастов — практиков, но и стала у нас на Смоленщине средством для КОНСОЛИДАЦИИ УСИЛИЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (областные акции и проекты: «Никто не забыт», «Связь поколений», «Забота», «Доброхоты», Вечера Вахты Памяти и т. д.)
А ещё судьбы солдат, судьбы героев, защищавших наш край. Это и история, и биография, и человеческие чувства, и гражданская позиция, позволяющая тревожить, будить молодёжь, напоминать, что такое любовь к родному краю, к близким.
Что такое человек? Бесконечность? Высота? Обрыв? Целый мир или маленькая еле заметная точка?
Пример: в памяти нашего народа Вязьма 1941 -го года оставила черный кровавый след, трагедию страны, армии, сотен тысяч семей и отдельного человека. Миллион погибших и пропавших без вести — статистика, гибель одного — трагедия… Сергей Бурулин передает специалистам лаборатории солдатский медальон, черный бакелитовый пенальчик, с надеждой узнать информацию о его хозяине и его семье. Пока мы знаем о нём точно, солдат погиб в октябре 1941 года, на берегу речки Бебря в районе деревни Богородицкое. А вот и вкладыш с записями: красноармеец Ростокин Александр Дмитриевич, 1916 года рождения, уроженец Кировской области. Первый взрыв радости омрачает полное отсутствие информации о солдате на информационных сайтах Министерства обороны: ОБД, Подвиг народа, Память народа., словно по Твардовскому — «точно в пропасть с обрыва и ни дна ни покрышки…»
Гражданско-патриотическое воспитание — это не просто словосочетание, это понятие, в котором второе слово утрачено, а полное ведь «воспитание души».
В человеке я люблю свет, — говорил французский военный летчик и писатель Сент-Экзюпери, именно свет дает возможность увидеть друг друга сквозь время.