Выступление директора Смоленского филиала РАНХиГС И. Ю. Тимофеевой на Рождественской парламентской встрече Смоленской области

КОНСОЛИДАЦИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Тимофеева Инна Юрьевна,
доктор экономических наук, профессор,
директор Смоленского филиала Российской академии
народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации

В период глубоких политических и социально-экономических преобразований в любом обществе возникают новые механизмы взаимодействия институтов государства и общества, центра и регионов, которые приобретают особый характер на фоне каких-либо глобальных проблем с одновременным процессом консолидации всех органов управления и общественно-правовых отношений.

2020 год стал для России годом консолидации, в первую очередь, в связи с глобальной пандемией, которая неожиданно и жестко вошла в нашу жизнь. Общероссийское голосование по внесению поправок в Конституцию — это еще одно значимое событие 2020 года. Такое в нашей истории бывает не часто, 1 раз в 50 лет, поэтому это дало толчок новому витку консолидации общества в решении стоящих перед нами актуальных задач. Пандемия проявила в россиянах наши лучшие качества доброты, сочувствия, сострадания, взаимопомощи через активизацию волонтерских молодежных движений и простой помощи по-соседски — принести лекарства или продукты.

А поправки к Конституции РФ закрепили принцип единой системы воспитания и образования в России. Именно об этом говорят поправки в закон «Об образовании в РФ», где теперь дано официальное определение, что же такое воспитание, и на государство возлагается обязанность создавать условия, способствующие воспитанию в детях патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, то, что мы растеряли за последние десятилетия.

Именно сейчас перед государством стала актуальной задача — не просто получать знания и навыки, или, как сейчас модно говорить — компетенции, но и включить в процесс образования духовно- нравственное воспитание, которое должно формировать личность и гражданина своей страны.

Почему этот процесс начался именно сейчас в 2020 году? Давайте посмотрим, что происходило последние двадцать лет. Начало 21 века способствовало с одной стороны развитию личности, его знаний, умений, его информированности. С другой стороны, происходила деградация личности человека под воздействием неконтролируемого потока информации, появилось клиповое мышление вместо аналитического и критического, стала преобладать «короткая память» и рассеянность.

На этом фоне информационные атаки, направленные на снижение внешнего и внутреннего имиджа России, целенаправленное искажение исторических фактов, разрушение традиционных национальных ценностей, были направлены на российских граждан, преимущественно молодежь, которая в силу своей возрастной специфики и отсутствия устойчивых навыков критического мышления наиболее поддается деструктивному влиянию. Следы такого влияния могут негативно сказаться не только на отношении молодого человека к своей Родине, его привязанности к родному очагу и желании трудиться на благо Отечества, но также отразиться на его духовно-нравственной ориентации в целом как личности. Патриотизм российской молодежи серьезно испытывается на прочность в глобальной информационной среде различными призывами и не всегда нацеленными во благо своего государства и своего народа.

Поэтому власть в России пришла к выводу о том, что такие проявления несут реальную угрозу национальной безопасности государства и общества. Патриотическое воспитание в России осуществляется в соответствии с тремя программными документами: Стратегией развития и воспитания на период до 2025 года, Основами государственной молодёжной политики до 2025 года и Госпрограммой патриотического воспитания на 2016-2020 годы. Главными исполнителями являются Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, Министерство культуры и Министерство обороны Российской Федерации. Также в реализации государственной программы задействованы 20 федеральных органов исполнительной власти, все субъекты Российской Федерации, а также общественно-государственные молодёжные объединения. Координирует работу Федеральное агентство по делам молодёжи во взаимодействии с общероссийскими, общественно- государственными и некоммерческими организациями, казачьими обществами и другими заинтересованными лицами. И это правильно, потому что в этой сфере государство не может обойтись без консолидации органов управления с обществом для решения актуальных задач духовно- нравственного и патриотического воспитания.

А кто может отстаивать национальные интересы России, кроме истинных патриотов своей Родины? Тех, кто знает ее историю и культуру, хранит память защитников Отечества и подвиги его героев, уважает старшее поколение, соблюдает закон и правопорядок. Однако здесь возникают закономерные вопросы. Насколько наши граждане считают себя патриотами и что они подразумевают под патриотизмом? Можно ли вообще измерить чувство патриотизма и управлять им? Для ответов на эти вопросы обратимся к статистическим данным социологических опросов.

В июне 2020 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, что такое быть патриотом, и о том, какими событиями и успехами в жизни страны гордятся россияне.

Анализ ответов граждан, участвовавших в опросе в течение 2000-2020 гг., показал, что более 84% россиян считают себя патриотами. Согласитесь, это очень важный и стабильный показатель того, что как бы мы не были недовольны властью, экономикой, здравоохранением, дураками и дорогами в России, мы любим свою Родину.

Второй вопрос, который представляется интересным для общественности, это выяснить что понимают наши граждане под патриотизмом, что для них быть патриотом?

Если в 2010 и 2014гг. 82% россиян считали, что патриот — это тот, кто любит свою страну, то в 2020 — таких осталось 47%.

Вторым по популярности определением патриотизма стала работа и деятельность на благо своей страны. И здесь тенденция обратная. Количество тех, кто так считает увеличилось в 2020 году практически в два раза (44%) по сравнению с 2010 годом (26%). За последние десять лет наши граждане стали понимать, что для своей Родины надо что-то делать, а не просто лежать на диване, пить пиво и тихо любить свою страну. На мой взгляд эта положительная динамика изменения нашего сознания из пассивного в активное может дать хорошие результаты в развитии достижений нашего общества и всего государства в целом.

Стремление к изменению положения дел в стране и обеспечению ей достойного будущего является проявлением патриотических настроений, по мнению трети россиян (34%). Также в топ-5 определений патриотизма входит защита своей страны от любых обвинений и нападок — 32%.

Почти в 2,5 раза по сравнению с 2000 годом (12%) увеличилась доля тех, кто считает, что говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была, это тоже патриотизм (29%). Люди перестали бояться, интернет- ресурсы позволяют разместить информацию в сети быстрее, чем приедет скорая помощь, быстрее, чем об этом узнают в полиции, прокуратуре или в других соответствующих государственных органах. Несомненно, от этого есть польза, когда своевременно фиксируются факты нарушений и направляются все силы на исправление и улучшение ситуации в стране. Но есть и обратная сторона медали, когда чрезмерная болтовня, искажение фактов, непроверенные вбросы, фейки дестабилизируют состояние общества, отвлекают его от работы, от насущных проблем.

И еще один показатель, который отражает патриотизм, это достижения страны, которыми граждане могут гордиться. В топ-5 событий за последние 10-15 лет, которыми россияне гордятся, вошли: присоединение Крыма (16%), проведение Олимпиады и олимпийские победы (10%), развитие армии, военной промышленности и вклад в защиту и безопасность государства (9%), внешняя политика и помощь Сирии (5%) и Чемпионат мира по футболу (5%). Только один из десяти наших соотечественников считает, что за последние 10-15 лет не произошло никаких событий, которыми могла бы гордиться наша страна (9%).

В заключение, хочу сказать, что воспитать из молодежи патриотов гораздо сложнее, чем воспитать инженеров или врачей.

При входе в наш Смоленский филиал РАНХиГС висит надпись: «Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах.

Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей.

Крах образования — это крах нации».

Именно воспитание и образование формирует граждан, достойных нашей великой страны. Каждый готов защищать свою семью, дом, свой город и край, в котором родился, своих земляков, свою страну, своих единоверцев, свою расу, готов хранить свою культуру, историю и язык. История побед и достижений, чувство гордости за своих предков, родных и близких, за героев и гениев, храбрецов и победителей, оставивших след в истории родного края, в каждом человеке формирует образцы поступков и рождает ответственность за собственные дела, ставит высокие требования к собственным достижениям. Патриотизм — это врождённое чувство долга каждого нормального человека перед его прошлым и перед его будущим. У нас сохранились язык, территория, богатства, культура, семья. И мы обязаны всё это сохранить и преумножить, направив на решение этой задачи все свои усилия.