Рождественские образовательные чтения Рославльской епархии «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»: значение и итоги
Выступление на IV Рождественских образовательных чтениях Рославльской епархии 11 декабря 2020 года
протоиерей Михаил Гольцман,
руководитель Отдела по религиозному образованию и катехизации Рославльской епархии РПЦ
2021 год, в преддверии которого мы находимся, — год 800-летия со дня рождения (согласно новой историографической традиции) святого благоверного великого князя Александра Невского, наверное, одного из самых значимых созидателей русской государственности. Сразу после смерти князь стал восприниматься как небесный заступник Руси, появились и переписывались его жития. Имя святого князя мы находим в списках особо почитаемых святых и в Москве, и в Нижнем Новгороде, и во Владимире, и в Твери, и в Болгарии, и в Эстонии… По всему лицу земли Русской (в т.ч. и в Рославле) и за её пределами стоят посвященные ему храмы и памятники. Его именем названы суда и поезда, подводная лодка и литературные премии, государственные награды и улицы городов.
Его имя стало «Именем России» по итогам Всероссийского телевизионного конкурса в 2008 году, а в нынешнем 2020 и грядущем 2021 годах на многочисленных образовательных чтениях, симпозиумах и конференциях россияне вновь и вновь обращаются и будут обращаться к образу Александра Ярославича, осмысливая и обсуждая его вклад в историю родной страны.
В рамках прошедших в ноябре-декабре 2020 года школьных и муниципальных этапов Рождественских образовательных чтений Смоленской области «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» значение наследия и самого образа великого князя Александра Ярославича (Невского) обсудили и мы. И сегодня, в рамках уже Епархиальных Рождественских чтений мы продолжаем эту работу.
Отрадно, что несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию в регионе, Рождественские чтения 2020 года, с учетом, конечно же, ограничительных мер и требований к безопасности, прошли на площадках всех 9 муниципальных образований Смоленской области, территориально входящих в состав Рославльской епархии. Мы вынужденно сократили на порядок количество участников Чтений, отменили концертные программы и проведение выставок. В ряде муниципалитетов, в том числе и в Рославльском районе, муниципальные Рождественские чтения прошли в формате видеоконференций, что позволило принять в них участие одновременно практически всем образовательным организациям района.
Каково же значение проведенных мероприятий, что уже дало и ещё даст изучение жизненного пути святого князя нам и нашим детям?
Прежде всего, оно позволило нам совсем по-новому взглянуть на образ Александра Невского. Все мы, наверное, помним знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», созданный в 1938 году незадолго до начала Великой Отечественной войны. Все мы, наверное, помним и знаменитое полотно-триптих «Александр Невский» известного советского художника Павла Дмитриевича Корина, написанное в 1942–43 годах, а ныне украшающее целую стену на выставке в Третьяковской галерее.
Во всех этих работах Александр Невский предстаёт исключительно как воин и защитник. И он действительно был им. С детских лет посвященный в воины, с 14 лет сопровождавший отца в военных походах, в 20 лет одержавший победу над шведами во время Невской битвы, в 22 года — над немецкими рыцарями во время Ледового побоища, в 25 — над литовцами в битвах у Торопца, под Зижичем и возле Усвята. Не проигравший ни одного сражения стратег и воин… Но это не всё.
Вспомним, в какое время пришел к власти Александр Ярославич. После просто ураганного нашествия монголо-татарских орд (до 150 000 воинов) Бату-хана (Батыя) в 1237/1238 годах разорению подверглись десятки городов. Пали Рязань, Москва, Владимир, Тверь, Юрьев, Суздаль, Переславль, Дмитров, Торжок. После 7 недель осады вероломной хитростью был захвачен Козельск. Начала складываться система тяжелой зависимости от ордынских завоевателей, державшаяся на страхе перед новыми вторжениями. Новгородские и псковские земли, к счастью, избежали опустошительного разгрома. Но они испытывали сильнейший натиск со стороны шведов, немцев и литовцев.
Русь слабела, раскалываясь на множество маленьких и немощных в военно-политическом отношении княжеств, превращалась во второразрядный регион Восточной Европы. Что ещё продолжало духовно объединять её? — Православная вера и Православная церковь. Что спасало от окончательного распада и гибели? — Наверное, Бог, и усилия немногих самоотверженных и одаренных героев. Таких, как Александр Невский, который на фоне разногласий и междоусобных столкновений русских князей остаётся готовым к самоотверженному служению и верным своему долгу.
Александр Невский явно был человеком шире своего времени. Он не искал сиюминутной пользы, богатства или славы. Он служил стране, даже через непонимание и упрёки. Самой тяжелой и, как сейчас говорят, «непопулярной» задачей его правления стала необходимость обеспечить сбор дани в пользу Орды. Только так он мог избавить Русь от новых набегов. Отношение к его политике у историков разное, иногда — диаметрально противоположное. Но по мнению большинства из них, что подтверждает и сама Русская история, — своей осторожной и осмотрительной политикой Александр Невский уберег Русь от окончательного разорения татаро-монгольской ордой, а своей вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения.
Два подвига совершил Александр Невский — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке. Поездки в Золотую Орду носили характер актов гражданского мужества. Отправляясь в Орду для взноса дани или для переговоров, князь предварительно составлял своё завещание. Он объявлял, что едет искать милостей для своего народа, рискуя жизнью, и что готов принять смерть за своих подданных. Для поддержки Русской земли святой князь четырежды отправлялся в самое сердце Монгольской империи, в степной Кара Хорум, отстоявший от Владимира на 7500 (!) верст.
Отмечу, что под прикрытием безоговорочного подчинения ханам, на Руси исподволь копились силы для отпора монгольской власти, что привело к антиордынскому восстанию в начале 60-х годов XIII века после бесчинств откупщиков даней в городах Северо-Восточной Руси. О поддержке, оказанной восставшим Александром Невским свидетельствуют сведения из Устюжской летописи, где сообщается о посылке от его имени грамот, «что татар бить». После того восстания Русь не перестала платить дань, не освободилась от татаро-монгольского ига. Но ордынскую дань опять стали собирать сами князья, а не свирепые откупщики магометане.
Обеспечив дипломатическими мерами стабильное сосуществование Руси с Золотой Ордой, Александр Невский получил возможность противостоять настоящей международной коалиции Запада против России. Сильный Рим в XIII веке властно и высокомерно утверждал свою власть над обломками европейских держав. Примечательно, что даже после закончившегося для западных агрессоров сокрушительным поражением Ледового побоища в своих посланиях князю Александру папа Иннокентий IV все так же был высокомерен, рассматривая его только в качестве второстепенного союзника, находящегося на рубеже соприкосновения с миром кочевников, и намекая на то, что в случае принятия князем католичества Папский Престол будет содействовать укреплению его власти над другими князьями Северо-Восточной Руси. Был ли так называемый «коллективный Запад» XIII века олицетворением зла? Наверное, нет. Он лишь искал своей выгоды, расширения, экспансии, добивался своих целей. Для него Русь — лишь средство, разменная монета, функция, обеспечивающая расширение сфер влияния, увеличение финансовых поступлений и барьер на пути Орды, которым в любой момент можно будет пожертвовать.
Александр Невский не только воевал с Западом. Около 1251 года его усердием был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы, между 1259 и 1262 годами, Александр Ярославич от своего имени и от имени своего сына Дмитрия (в 1259 году провозглашенным новгородским князем) «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами.
Выступая за самостоятельную политику, Александр Невский бросал вызов не только военно-политическому могуществу католического Запада, но и интересам транснационального капитала, в роли которого в XIII веке выступал знаменитый Ганзейский союз, представительства которого располагались в Новгороде, Пскове, Бергене, Лондоне и многих других крупных торговых городах. Его представители отличались наднациональным самосознанием, приветствовали сохранение в русских землях феодальной раздробленности и междоусобиц, а интересы своей страны часто приносили в жертву выгоде ведения международных торговых операций.
Захотел ли великий князь укрепить свою власть такой ценой? Очевидно, что нет. Почему? Александр Невский, по слову митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России, но не отдает свою душу: «Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Но надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю… надо силы скопить»… «Александр Невский при этом создаёт тот многонациональный и многоконфессиональный „русский мир“, который существует по сей день»… Именно он «оторвал Золотую Орду от Великой Степи». Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства».
Где же обретал силы великий князь? Очевидно — в Церкви Христовой, являя подданным пример настоящего православного государя. Для него дела веры не уступали по своей значимости делам правления и защиты страны. Он всегда находил время для молитвы и поездок по святым местам, как, например, известного паломничества к святыням Ростова на Страстную седмицу 1259 года. Он был государем, имевшим нелицемерное попечение о Церкви. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью.
Где он обретал смыслы? Очевидно — в Слове Божьем, святом для многих поколений наших предков Писании И сегодня каждый из вас вместе с комплектом подарочных книг получил Новый Завет — книгу, строки которой читал, определяя, как жить в мире сем, святой праведный великий князь Александр Невский. Прошедшие Рождественские чтения учат нас, что в этом святом Источнике таится такой духовный и нравственный потенциал, который способен созидать святость.
Через 8 столетий после праведного князя-воина Александра Невского, Российское государство вынуждено вновь отвечать на цивилизационные вызовы навязываемых извне ценностных установок, укреплять моральный дух, патриотизм, военно-политическое влияние, государственность. И сегодня, как и прежде актуальны ценности самоотверженного патриотического служения общему благу и родной стране. И сегодня актуальны подобные нынешнему образовательные форумы, позволяющие осмыслить наше настоящее через обращение к прошлому.
Учитывая, что исход битв и судьбы стран зачастую решаются не на поле брани, а в школьных классах и приходских церквях через духовный и смысловой посыл, изучаемых в них книг и звучащих слов, особая миссия лежит на наших священниках и учителях, призванных сквозь трудности и преграды современного нам непростого мира, взращивать новых героев и святых.