Выступление директора МБОУ «Средняя школа № 33» города Смоленска, почетного работника воспитания и просвещения РФ С. А. Жойкина на VI Рождественских парламентских встречах Смоленской области
Многообразный социальный контекст современного образования и воспитания обусловлен кризисом глобальной системы международных отношений, идеями гражданского общества, трансформацией индустриальной экономики в экономику знаний, актуальными целями образования и ориентиром на новые образовательные результаты, достижение которых предполагает формирование у обучающихся (воспитанников) личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Современная российская педагогическая реальность, заданная целями и задачами национального проекта «Образование», федеральным проектом «Школа Минпросвещения России», новой традицией еженедельного поднятия государственного флага и исполнения государственного гимна РФ во всех школах страны, требует от самой системы образования и воспитания опережающего действия, использования эффективных практик формирования российской гражданской идентичности школьников.
В этих условиях перед любым образовательным учреждением встают проблемы проектирования образовательно-воспитательной среды, сохранения и приумножения традиций российского образования.
Так, федеральный проект «Школа Минпросвещения России», инициированный в 2022 году, определяет в качестве идеала эталонную модель, к построению которой должна стремиться каждая образовательная организация.
Миссия проекта: Школа Просвещения – это «центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России».
На наш взгляд, в контексте вызовов системе образования огромное значение имеет собственно воспитание как особый социализирующий фактор, благодаря действию которого в условиях современной школы формируется и развивается социально-контекстная гражданская личность школьника.
Своеобразным «ответом», данным педагогическим коллективом МБОУ «СШ № 33» города Смоленска на «вызовы» новой педагогической реальности, стала инновационная Программа развития «Современная школа – Центр социально-контекстного образования» на 2018-2023 годы, разработанная на основе теории контекстного обучения и воспитания академика РАО А.А. Вербицкого.
В педагогике социальный контекст характеризуется тем, что определяет требования к идеальному образу главных субъектов образовательно-воспитательного процесса: к набору социально значимых характеристик, которыми должен обладать идеальный выпускник современной школы, и к квалификации и профессионально-личностным качествам современного педагога как специалиста (учителя и (или) воспитателя). При этом расширение спектра ключевых компетенций, или социально-контекстных характеристик, обучающегося (воспитанника) и педагога должно приближать их носителей к идеальному образу. Идеальный образ ученика и воспитателя рассматривается через призму патриотизма, гражданственности и гуманизма.
В современной научно-педагогической литературе под воспитанием принято пониматьпроцесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей, учителей, преподавателей; обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения [Вербицкий А.А.].
В контекстной модели воспитание органично «склеено» с обучением. Они выступают разными сторонами одной и той же «медали»: следование нормам компетентных предметных действий имеет своим результатом обученность, а нормам морали и нравственности, принятым в обществе, профессиональном сообществе и в данной школьной группе в ходе совместной деятельности, – его воспитанность. Единицей деятельности воспитанника в контекстном обучении является поэтому не предметное действие, а поступок (ситуация = контекст), имеющий качества как предметности, так и социальности.
В связи с этим, на наш взгляд, становится возможным и актуальным воспитание социально-контекстной личности на основе идеалов гуманизма, патриотизма и гражданственности в условиях современной школы.
В технологии социально-контекстного образования [О.Н. Мачехина] принято рассматривать пять основных условий, необходимых для формирования и развития социально компетентных выпускников современной школы:
- моделирование контекста социальной жизни в образовательном пространстве школы;
- использование мотивационных стимулов, побуждающих школьников овладевать способами социально ориентированных действий и поступков;
- социально-личностно ориентированная школьная культура;
- развитая личность учителя-воспитателя и его гуманистическое отношение к личности школьника;
- непрерывное профессиональное саморазвитие педагогов.
Необходимость воспитания самостоятельных, успешных в жизни молодых людей, действительных граждан российского общества давно осознана педагогами.
Создание педагогических условий, активизирующих развитие внутренних возможностей каждого человека, способствует стабилизации социального развития, обеспечивает конституционные основы нашего общества как демократического, гражданского. В педагогическом плане – это доступность, качество, выбор, социальная эффективность образования, его ориентация на развитие потребности человека быть значимым и востребованным в обществе, способным проектировать жизненный успех и достигать его.
Только обладающие этими качествами члены общества могут заинтересованно участвовать в различных сферах жизнедеятельности, обеспечивая поступательное развитие общества и защиту национальных интересов России.
Задача воспитания успешной личности определена как одна из приоритетных в Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В данном ключе чрезвычайно востребована идеологическая работа, проводимая с обучающимися в текущем 2022-2023 учебном году, актуализировавшая воспитательную деятельность школы.
Ориентация образования на формирование российской гражданской идентичности – способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с её ценностями и нормами, осознавать свою принадлежность к ней, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества, – способствует достижению основного результата современного образования: воспитанию ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В образовательных учреждениях Смоленской области работают педагоги, использующие воспитывающий потенциал гуманитарных учебных предметов и создающие условия для достижения национального воспитательного идеала.
Инновационная деятельность педагогов И.Н. Алферовой (МБОУ СШ № 33 г. Смоленска), Т.Г. Козловой (МБОУ СШ № 27 им. Э.А. Хиля г. Смоленска), Е.В. Гороховой (МБОУ Гимназии № 1 им. Н.М. Пржевальского г. Смоленска), Н.А. Соломыкиной (МБОУ СШ № 2 г. Десногорска), В.В. Сенькиной (МБОУ СШ № 34 г. Смоленска), И.П. Терлецкой (МБОУ СШ № 35 г. Смоленска), Н.М. Ивановой (МБОУ Новодугинская СШ), Л.А. Танавской (МБОУ Верхнеднепровская СШ № 3) способствует формированию высоконравственной, социально-контекстной личности человека и гражданина.
Важно отметить, что гражданская идентичность не может быть сформирована у школьников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у руководителей образовательных учреждений, учителей, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание школьников.
В этом ключе флагманами в создании школьного духовно-нравственного пространства можно назвать СОГБОУИ Лицей имени Кирилла и Мефодия, МБОУ Гимназию № 1 имени Н.М. Пржевальского, Гимназию № 4, СШ № 27 имени Э.А. Хиля, СШ № 33 города Смоленска, Школу-гимназию города Ярцева, СШ № 1 им. Ю.А. Гагарина и др.
Деятельность данных педагогических коллективов пронизывается постоянным обращением к смыслам событий, явлений, поступков, в которых проявляются идеалы, духовность, достойное поведение гражданина России и российского народа.
В общеобразовательной практике патриотическое воспитание рассматривается в качестве структурного компонента системы гуманитарного образования и гражданской идентичности учащихся, направляя его на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине. Целесообразно, чтобы патриотизм органически связывался с осознанием исторического бытия народа. Гордость за свою страну представляет собой важнейший индикатор отношения к гражданской принадлежности как к ценности.
С этой целью внесены изменения в действующий ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 года (утверждены приказом Министерства просвещения России от 12 августа 2022 года № 732).
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ
освоения материала по учебному предмету "История" (базовый уровень) должны отражать: «- приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; проявление уважения к историческому наследию народов России;
- умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории…»
И с этой же целью Указом Президента РФ В.В. Путина от 09.11.2022 года № 809 утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Традиционные ценности – это формирующие мировоззрение граждан России нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивающие гражданское единство, лежащие в основе российской цивилизационной идентичности и единого культурного пространства страны, нашедшие свое уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
К числу традиционных ценностей относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений на основе традиционных ценностей позволяет реагировать на новые вызовы, сохраняя цивилизационную идентичность России и учитывая накопленный культурно-исторический опыт.»
Итак, обучение и воспитание в современной школе призвано способствовать достижению одной из важных целей образования в целом – подготовке социально-компетентной, готовой к гармоничному развитию, социально-контекстной личности воспитанника, делающей сознательный и ответственный выбор в пользу патриотизма, гражданственности и гуманизма.